Те, кто застал советское время и хотя б начало 1990-х, отлично помнят, что основным микроавтобусом в нашей стране той поры была вовсе не Газель. А небольшой микроавтобус РАФ, что производили на Рижской автобусной фабрике (Rīgas Autobusu Fabrika — RAF) в столице Латвии. Давайте узнаем, что же стало со знаменитым прибалтийским предприятием и почему его машины так быстро пропали с наших дорог уже к середине 1990-х.
Но вначале по заведенному у нас обыкновению — немного общее истории вспомним.
Итак, история РАФика, как его ласково прозвали советские водители, начинается еще в далеком 1953-м году.
Именно тогда на Рижской автобусной фабрике выпустили в количестве двадцати экземпляров первый автобус — РАФ-651. По сути, копию ГАЗ-651. Вот так выглядела эта детка.
Первая более-менее собственная разработка рижан последовала уже в следующем 1954-м. РАФ-251 на шасси ГАЗ-51. Сравнительно удобный для своего времени автобус на 50 пассажиров.
Рождение легенды
В конце 1950-х РАФ начинает выпускать уже чисто микроавтобусы — транспорт, которого так остро не хватало в послевоенном СССР.
В 1958-м году рождается первый знаменитый отпрыск Рижской автобусной фабрики РАФ-977, что продержится на конвейере следующие 18 лет.
А уже в середине 1970-х РАФ-977 начнет сменяться легендарным классическим РАФ-22031-01. Тем самым, на котором в СССР будут ездить не только гражданские пассажиры, но и, например, милиционеры с врачами Скорой помощи. Именно это машинку можно смело назвать «Газелью» советской эпохи.
Специально для выпуска этого микроавтобуса в городе Елгава был построен новый сборочный цех. В год начнет сходить с конвейера до 17 тысяч штук таких РАФиков. Удобных, комфортных, с хорошей проходимостью.
Вот так Рафик служил в Скорой помощи:
А вот так — в милиции:
Даже в роли бронированного инкассатора наш герой за свою долгую жизнь побывать успел: