В современном Новом годе огромное количество советских традиций. Оно и неудивительно, учитывая, что это время чудес, они чаще всего случаются в детстве, многие из нас предпочитают праздновать смену года так, как это делали родители, а значит и в СССР.
Да что там, даже напиток, без которого невозможен новогодний стол для многих – «Советское шампанское». А «Ирония судьбы…», которая неизменно будет включена в телевизионную сетку многих каналов, «Голубые огоньки» тоже родом из СССР. Как же создавался тот самый багаж новогодних традиций, которые мы так бережно несем до сих пор?
Тот факт, что зимним Новым годом мы обязаны Петру Первому – общеизвестен. До этого смена года происходила то в марте, то в сентябре. Но ориентированный на Европу и ее традиции, император, велел праздновать наступление нового года в ночь с 31 декабря на 1 января и обозначил символом праздника елку. Однако после того как не стало реформатора, о елке стали благополучно забывать, поскольку прижиться традиция не успела.
Однако немцы, которые мигрировали в Россию в 19 веке целыми семьями, и становились весьма заметными фигурами, охотно устанавливали вечнозеленую красавицу, чем закладывали новую моду. Она стала восприниматься как нечто модное, стильное и современное и с тех пор прочно вошла в новогодний обиход.
Распри возле елки
После того как к власти приходят большевики, вокруг елки начинается нездоровый интерес. Начавшаяся атеистическая пропаганда, узрела в елке символ Рождества, а потому запретила ее вместе с самим праздником. Но если до 1925 года это было скорее такой легкой пропагандой и презрительным «фи» от государства, то после 1927 и вовсе начинается настоящая война вокруг несчастного деревца. Усиливается пропагандистская кампания, с привлечением карикатуристов. Например, на одном из таких плакатов изображена мама с ребенком. Мама само собой с глуповатым выражением лица. Они стоят около украшенной елки и смотрят на нее, а из-за дерева выглядывают поп и кулак.
То есть это не веселый праздник, который дарит ощущение чуда не только детям, но и взрослым, а просто буржуазно — капиталистический отголосок. А у советских детей будут свои, идеологически правильные праздники, а этот им не нужен. Советское правительство не видело необходимости в том, чтобы сохранять традиции, тем более, что основа праздника была весьма спорной и имела религиозные основы. Несмотря на это, руки большевистской власти не могли дотянуться до всех и каждого.
А потому многие родители устраивали для своих детей новый год тайно. Там была и елка, и Рождество. Все же, несмотря на отсутствие правильных, с точки зрения правительства, идеологических основ, этот праздник играл большую роль в формировании целостной личности, у которой было счастливое детство.
Правительство не могло не догадываться о том, что елки ставятся, а праздник – празднуется. Потому решили придумать свой, не менее красочный, но идеологически верный праздник. В 1935 году елку вдруг разрешают, причем, как ни в чем не бывало, начинают устанавливать огромные образцы на площадях, украшать их. Но главное отличие ее было в том, что это советская елка, для Нового года, а не для Рождества.
Ранее Сталин с высоких трибун заявил, что жить стало веселее и лучше. Опираясь на такие настроения, некоторые чиновники и стали требовать возвращения елки и ощущения праздника, в первую очередь, ради детей. И они были услышаны. Веселье, приподнятость настроения, готовность к новым свершениям тогда просто витало в воздухе и в это настроение прекрасно вписался и Новый год. Но здесь была важно переплюнуть по масштабности Рождество. То есть население должно было понять, что Новогодняя елка – это не рождественский обряд, а нечто более интересное, современное и более захватывающее.
Итак, Новый год стал законным праздником, но справлять его было нужно так, как рекомендовал товарищ Сталин. В идеологически верном фильме «Карнавальная ночь» весьма иронично обыграно это обстоятельство, когда Огурцов заявил, что поступила «установка весело встретить Новый год». Так вот, установка от советского правительства поступила, а возражать ему было не принято, да и к тому же, праздника хотели давно.
Закладывание традиций
Закладывание основ, которые мы сейчас с любовью называем традициями, начинается именно во второй половине 30-х годов. Проще говоря, мы до сих пор во многом празднуем Новый год так как велел товарищ Сталин. Да, после осознания этого волшебство и романтизм Нового года несколько блекнут. Но, справедливости ради стоит отметить, что те, кто закладывал эти традиции, постарались на славу.
Именно во второй половине 30-х годов окончательно сформировывается образ Деда Мороза и Снегурочки, других сказочных персонажей, которые бывают сопричастны к Новому году по сюжетной линии. Из рождественских сюжетов были заимствованы лесные зверушки, которые празднуют, водя хороводы вокруг нарядной елочки. Зверушки были признаны идеологически безопасными элементами и введены в число сказочных героев.
А вот самая популярная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», появилась еще в начале 20 века. Ее автором является Раиса Кудашева, которая работала гувернанткой. Эту песенку она написала для своих воспитанников, вовсе не надеясь на вековую историю и память. Но она буквально разлетелась по семьям, став символом Рождества. Учитывая, что передать кому-то песню в ту пору было весьма затруднительным делом, то стоит только догадываться о том, насколько она приходилась по душе людям.
Большинство понятия не имеют, кто является автором этой песни, поскольку она стала по-настоящему народной. Песня сумела пережить эти рождественско-елочные распри и стала уже символом Нового года для советских детей. Во многом эта песня стала основой того, что суть праздника заключалась в ожидании Деда Мороза, зажигании огней на елочке, а затем и подарков под деревцем.
Борьба положительных героев с отрицательными, которые строили самые разные козни и не давали зажечь елочку, стала главной сюжетной линией. Зная всю предысторию праздника, не сложно догадаться, что отрицательные герои были олицетворением буржуазных элементов. И всегда оказывались побежденными. Этот сценарий используется едва ли не на всех новогодних детских утренниках и постановках до сих пор.
В советское же время появляется практика приглашения деда Мороза и Снегурочки на дом для поздравления к конкретному ребенку. Уже в СССР образ дедушки и его внучки активно эксплуатировался, в том числе и с капиталистическими целями.
Оливье, мандарины и шампанское
Если уж говорить о современных символах новогоднего стола, то они вовсе не воспринимаются какими-то советскими. Скорее для советского человека они были чем-то дефицитным, вкусным, а потому праздничным и деликатесным. Обилие и насыщенность стола для этого праздника берет основы именно с его религиозных основ. Рождество являлось окончанием поста, на стол подавались многочисленные кушания, которые были сытными, вкусными. Это олицетворяло благополучие дома и сулило его на весь наступивший новый год. То есть богатый стол к новому году – это основа культуры и была в народном сознании всегда.
В советскую эпоху, когда меню определялось не традициями, а тем, какие продукты удалось достать на полках магазинов или из под полы, блюда всегда отличались особой подачей и самобытностью. Нет ничего удивительного, что на стол попадали абсолютно несочетаемые, на первый взгляд, продукты, которые, впрочем, создавали свою особую атмосферу.
Самые дефицитные продукты сохраняли для праздника. Потому дефицитные мандарины, которые к тому же были экзотичным продуктом, идеально подходили для празднования Нового года. К тому же именно к этому периоду они созревали и благополучно успевали добраться до прилавков советских магазинов. Потому говорить о том, что мандарины по какому-то великому стечению обстоятельств, стали символами Нового года – не приходится. Тут уж, как говорится, чем богаты, тем и рады.