Трактор ДТ-54. Легенда советских полей

В ноябре 1949 года на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) стартовало производство легендарного советского трактора — ДТ-54. Машина вышла настолько удачной, что ее выпускали три десятка лет, а общий тираж при этом составил без малого 1 млн экземпляров.
Разработка дизельных двигателей конструкторским коллективом СТЗ велась еще до начала войны. В середине 1930-х заводчане спроектировали и испытали дизельный двигатель 1-МД. Однако в то время советская промышленность была не готова к массовому производству топливной аппаратуры. Тем не менее даже во время войны, когда Харьковский и Сталинградский тракторные заводы были эвакуированы на Алтай, работа в этом направлении не останавливалась. На основе приобретенных наработок, конструкторы только что образованного Алтайского тракторного завода (АТЗ), в минимальные сроки разработали, и в 1944 году построили первый опытный образец дизельного гусеничного трактора ДТ-54.

СТЗ-НАТИ

Первый товарный трактор завода СТЗ

Первый товарный трактор завода СТЗ

Первый товарный трактор завода СТЗ

Компоновка, конструкция рамы и ходовой части ДТ-54 была аналогична текущей модели АТЗ-НАТИ. Другими словами ДТ-54 имел переднее расположение двигателя, заднее расположение трансмиссии и ведущих колес. На переднем конце лонжеронной рамы находилась главная «изюминка» нового трактора — дизельный двигатель Д-54. Рядный четырехцилиндровый мотор с вихрекамерным смесеобразованием, рабочим объемом 7,5 л выдавал 54 л.с. По сравнению с карбюраторным мотором АТЗ-НАТИ, Д-54 имел куда более сложную систему питания на основе поршневого насоса с ручной помпой, двух топливных фильтров, топливного насоса высокого давления и штифтовых форсунок. Для увеличения ресурса двигателя, солярка проходила фильтрацию через фильтры грубой и тонкой очистки. Кроме того предусматривалась тройная очистка масла и входящего воздуха. В пару к мотору конструкторы разработали 5-скоростную механическую КП и 2-диапазонный ходоуменьшитель (устанавливался опционально).

Схема трактора

Дополнительные меры повышения надежности включали в себя внедрение в ходовую часть самоподжимных металлических уплотнений, исключавших попадание пыли в подшипники и другие трущиеся части. Кроме того специально для ДТ-54 была разработано более надежное и совершенное электрооборудование с возможностью подключения внешних приборов.

Пристальное внимание специалисты уделили комфорту работы трактористов. ДТ-54 оборудовался увеличенным топливным баком с мерной линейкой, пусковым двигателем ПД-10 и облегченным рулевым управлением. Кроме того трактор получил закрытую двухместную цельнометаллическую кабину с сиденьями с мягкой набивкой.

Читай продолжение на следующей странице
Оцените статью